МЕНЮ

 

  ПОИСК ПО САЙТУ

ИСТОЧНИКИ ЗВУКА, УСИЛИТЕЛИ, АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

    С завоевыванием рынка компьютерами домашние кинотетры начали вытесняться и на сегодня уже почти забыты. Не заслуженно забыты...

Домашний кинотеатр JVC

    Что же было хорошего в домашнем кинотеатре, кроме возможности воспроизводить ДВД диски? Ведь самый простенький ДВД-плеер может тоже самое. Какой смысл платить за какие то пять колонок, порой не взрачных и дополнительный ящик, именуемый непонятным словом сабвуфер?
    Чтож... Начнем как обычно - с задни... Пардон - с конечной стороны, а именно с акустических систем.
    Прежде всего необходимо пояснить что же это такое САБВУФЕР. Не будем изобретать словестный велосипед и обратимся к Википедии, которая гласит:
    Сабвуфер (англ. subwoofer) — акустическая система, воспроизводящая звуки низких частот (примерно от 5 до 200 Гц).
    Низкие звуковые частоты плохо локализуются, то есть человеку сложнее определить, откуда идёт звук. Получается, что в многополосной аудиосистеме можно сделать одну большую низкочастотную колонку на всю систему, а в остальных колонках держать лишь средне- и высокочастотные динамики. Это делает акустическую систему более компактной, уменьшает стоимость и позволяет поместить громоздкий и вибрирующий сабвуфер в место, где он не будет мешать (например, под стол). Кроме того, подбирая подходящее место для сабвуфера, можно попытаться погасить низкочастотные стоячие волны, неизбежно возникающие в небольшом замкнутом помещении.
    Сабвуфер обычно применяется в системах, рассчитанных на просмотр современных насыщенных спецэффектами фильмов и прослушивание современной музыки (особенно электронной) — в них важна убедительная передача низких частот.
    Частая проблема сабвуферных систем — плохая стыковка амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик сателлитов и сабвуфера. На стыке АЧХ может быть как провал, так и завышение уровня из-за несоответствия частотного диапазона или интерференции волн с разным фазовым сдвигом. Поэтому на некоторых сабвуферах существует возможность подстройки его верхней граничной частоты и фазы.
    Тут необходимо небольшое пояснение - сателлитами называют акустические системы (колонки) используемые для воспроизведение средних и высоких частот.
    Внешне комплект акустических систем 5.1 может выглядеть по разному. Это может быть пять полностью одинаковых сателлитов и один сабвуфер:

Активная акустическая система 5.1

    А может и отличаться внешним видом всех трех групп сателлитов - передние будут более габаритными, поскольку основной упор звуковой картины делается все таки на них, задние более компактыне, а центральная ас будет чем то промежуточным между передними и задними.

Более серьезная АС класса 5.1

    В любом случае будет присутствовать довольно большой ящик с единственным динамиком, который и именуется сабвуфером.
    Что же дает такое большое количество колонок? Прежде всего следует заметить, что не такое оно уж и большое. Уже есть аудиокарты подерживающие систему 7.1, т.е. состояющую из восьми усилителей и акустических систем. Но поскольку разговор идет о системах 5.1, то именно эта ситема позволяет получить эффект сто процентного присутствия, поскольку звук идет со всех четырех сторон, а центральная акустическая система позволяет акцентировать, что все таки у этой звуковой картины есть перед.
    В интернете иногда возникают споры, мол зачем столько колонок, мол у человека всего два уха и следовательно двух колонок будет волне достаточно. Более невежественного заявления найти довольно затруднительно. Есть, и довольно давно, наука, именуемая психоакустикой, которая вполне подробно, практически на пальцах объясняет почему человек при наличии всего двух ушей безошибочно определяет направление источника звука, не зависимо от того находится ли источник сзади или спереди.
    Именно отталкиваясь от способностей человека определять направление звука и были созданы первые системы объемного звучания, именуемы КВАДРО. Далее формат переос в систему 5.1, причем на сегодня он имеет две разновидности.
    Первый вариант делает упор на использование его в звуковом сопровождении к фильмам и как правило обозначается логотипом разработчика формата "Dolby Digital"
    Dolby Digital EX
    EX — это приставка, использующаяся для обозначения систем звука Dolby Digital c 5.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, тылового объёмного звучания и двух боковых объёмного звучания.
Dolby Digital Surround-EX
    Dolby Digital Surround-EX добавляет звуковой дорожке третий канал объёмного звука. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.
Dolby Digital Live
    Dolby Digital Live (DDL) — технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF(оптическому или коаксиальному).
    Её использование позволяет избавиться от ограничений, из-за которых по цифровым интерфейсам могли передаваться только уже готовые (то есть хранящиеся закодированными в формат AC3 или DTS) многоканальные дорожки, обычно являющиеся звуковым сопровождением фильмов), а в играх возможности цифрового выхода ограничивались обычным стереозвуком. (Для полноценного 5.1 в играх в таких случаях требуется трёхпроводное аналоговое подключение, если оно, конечно, возможно.)
    Принципиальным и неустранимым недостатком технологии DDL является некая потеря качества звука от сжатия его в AC3 формат(сравнимая с переходом от CD-Audio к mp3 с высоким битрейтом) что, однако совершенно некритично для основного предполагаемого её применения.
    В настоящее время эта технология встречается преимущественно в материнских платах, оснащённых кодеками Realtek ALC882D, ALC888DD и ALC888H, а также с некоторыми кодеками C-Media. Такие платы можно найти по фразам «AC3 Encode» или собственно «Dolby Digital Live» в описаниях товара.
    Также эта технология начинает внедряться в ноутбуки, где в условиях дефицита места для «лишних» аналоговых разъёмов сулит наибольшие преимущества — один разъём позволит получить полноценный 5.1 звук во всех приложениях при условии подключения ноутбука к ресиверу или набору активных колонок со встроенным декодером.
    Из отдельных звуковых карт с поддержкой этой технологии стоит отметить Terratec Aureon 7.1, а в популярных звуковых картах семейства Creative X-Fi поддержка DDL отсутствует, но (по неофициальной информации) в будущем не исключено её введение задним числом при выходе новой версии драйверов.
    На 2010 год из семейства Creative X-Fi можно выделить следующие модели с поддержкой этой технологии: CREATIVE X-Fi Titanium 7.1, CREATIVE X-Fi Titanium Fatal1ty Pro 7.1, CREATIVE X-Fi Titanium Fatal1ty Champion 7.1
    Dolby Digital Plus
    Детище компаний MIPS Technologies и Dolby Laboratories.
    Особенности:
    Многоканальный звук с независимыми каналами
    Поддерживается до 7.1 каналов и возможность наличия нескольких аудио программ в одном потоке
    Вывод потока Dolby Digital для совместимости со старыми устройствами
    Максимальная скорость потока до 6 Mbps
    Битрейт от 3 Mbps на HD DVD и до 1.7 Mbps на Blu-ray Disc
    Поддерживается HDMI
    В одном потоке может содержатся материал на разных языках
    Новые возможности при кодировании для аудио профессионалов
    Сохранение высокого качества на более эффективных для радиовещания скоростях передачи данных (200 Kbps для 5.1 каналов)
    Dolby Digital Plus поддерживает больше 8 аудио каналов. Стандарты HD DVD и Blu-ray Disc сейчас ограничивают это число до 8.
    Dolby TrueHD
    Dolby TrueHD является форматом звука сжатого без потерь по алгоритму Meridian Lossless Packing (MLP). Характеристики звука, сжатого по стандарту:
    до 14 каналов из потока, хотя чаще всего сегодня используются в фильмах на Blu-ray дисках: 6 (5.1) каналов и максимум 8 (7.1), а поддерживается воспроизведения со стороны AV-ресиверах — 8 каналов (7.1);
разрядность до 24 бит и частота дискретизации 192 кГц (что и для носителя Blu-ray — 18 Мбит/с), хотя для фильмов на Blu-ray распространено до 8 каналов с 24 бит и 96 кГц при сжатии до потока при сжатии 63 Мбит/с или — 6 каналов с 24 бит и 192 кГц при сжатого потока до 18 Мбит/с.

    Второй вариант - Waveform Audio File Format (WAVE, WAV, от англ. waveform — «в форме волны») — формат файла-контейнера для хранения записи оцифрованного аудиопотока, подвид RIFF. Этот контейнер как правило используется для хранения несжатого звука в импульсно-кодовой модуляции. Однако контейнер не налагает каких-либо ограничений на используемый алгоритм кодирования. Данный вариант позволяет в одном файле хранить сразу нескоьк не зависимых звуковых потоков с отсутствием проникновения одного потока в другой. Данный формат широко используется в компьютерной технике.
   
    Какую систему лучше купить? Тут уже все зависит от суммы, которую Вы желаете потратить на эту затею и собственно предполагаемых условий эксплуатации. Например Вы живете в панельном доме с отличной слышимостью. Слишком большая громкость вашей акустики неизбежно вызовет жалобы соседей. В этом случае смысла гнаться за мощными аппаратами нет - вполне подойдет и приведенная на верхней фотографии система.
    Если же есть возможность слушать мцзыку по громче, то тут уже нужно исходить из ценовой категории акустических систем.
    Прежде всего нужно обратить внимание на корпус колонок. Если он пластмассовый, то хорошего звука от них ожидать весьма наивно. Дело в том, что динамическая головка конструктивно сделана так, что и передняя сторона дифузора и задняя отдают в атмосферу абсолютно одинаковое звуковое давление. И чем громче играет дианмик, создавая звуковую волну, направленную на слушателя, тем сложнее удержать эту же волну, но противоположную по фазе внутри корпуса акустической ситемы. Если корпус пластмассовый и довольно тонкий, то он уже сам начнет издавать звук, не справляясь со звуковым давлением внутри колонки. Особенно это будет заметно на частотах близких к резонансу пластмассы, из котрой сделана колонка.
    Выявить эту проблему не сложно - достаточно постучать костяшками пальцев по боковине корпуса акустической системы. Звук получится звонкий и достаточно громкий. Акустические системы дающие тихий глухой звук при ударе по корпусу считаются хорошими и чем тише и глуше звук удара по колонке, тем у ее корпуса лучше звукопоглощение и ее корпус не будет давать дополнительных призвуков в звуковой сигнал.
    Конструктивно акустические системы 5.1 могут быть либо активными, либо пассивными. В первом случае это означает, что в корпус одной из акустических систем (обычно сабвуфера, поскольку он самый большой) спрятан усилитель мощности. Отличить подобный сабвуфер от пассивного не трудно - у него на корпусе имеются ручки управления, часто индикация, а сзади целая группа различный разъемов и зажимов:


    Однако комплектом активной акустической системы может называться и комплект пассивных колонок, дополненный отдельным блоком, в котором собственно и находится усилитель мощности:

    Пассивные акустические системы 5.1 предназначены для работы с современными ресиверами, имеющими такое же количество выходов. Обычно такие системы значительно мощнее и качественней сделаны, чем активные, поскольку подразумевают уже среднюю и высокую ценовую категорию:

    Оптимальное расположение акустических систем приведено на рисунке ниже:

Установка АС по отношению к слушателю

    Сабвуфер на рисунке не показан, поскольку его место нахождение не принципиально. Главное - чтобы он был.
    Практически все активные акустические системы содержат усилители, выполненные на микросхемах и вполне подходят не искушенному, средне статистическому слушателю. Однако и тут есть разница в звучании, да и в качестве самой конструкции как таковой. Например первые модели активной акустики фирмы "microlab" отличались и качеством звучания и своей выносливостью. Как только Российский рынок этой торговой маркой был освоен начались проблемы с качеством - постоянно сгорающие сетевые трансформаторы, заметное снижение качества звука, отсутствие звуко поглощающих материалов внутри корпусов акустических систем и т.д. и т.п. Конечно же менеджеры утверждали, что у них стабильные цены на фоне дорожающих аналогов конкурентов, но вот за счет чего производилась экономия?
    Более менее стабильными по качеству своей продукции пока остаются "SVEN", выпускающая как активную акустику, так и пассивную. Стараются держать марку и "Genius". Так же следует обратить внимание на новые торговые марки - пока идет освоение рынка продукция обычно надлежащего качества и именно той ценовой категории, которая обозначена.

    Так же не стоит забывать об эконом классе, но это касается только тех, у кого руки растут из нужного места, поскольку речь идет о самодельных акустических системах и усилителях.
    Бывшие в употреблении акустические системы можно купить прктически за копейки. Для небольших помещений вполне подойдут S-30:

S-30 отечественные акустические системы

    Для тех, кто любит немного громче есть S-50.

Радиотехника S-50

    Ну и конечно же не стоит забывать о легенде Советского звукостроения S-90:

Самые престижные колонки времен СССР - S-90

    Был еще один вариант популярной акустической системы - S-70. Уникальность данной АС заключается в том, что внутри каждой колонки стоял усилитель мощности, причем довольно не плохой для своего времени.

S-70 - Советские АС с усилителем внутри

    Основной недостаток этой системы заключается в том, что сегодня практически не возможно найти данные колонки с исправным усилителем. Однако, пару абзацев назад было упомянуто, что этот текст для тех у кого руки растут из нужного места, следовательно ни что не мешает демонтировать старую начинку данной колонки и используюя лишь источник питания монтировать в АС новый усилитель.
    Так же не стои забывать об изделия Украинсткого радиостроения КЛИВЕР, среди которых тоже были вполне достойные экземпляры:



    Конечно же использование данных комплектов требует не только место, для размещения, но и денег. Однако как бы не казалось это удовольствие дорогим далеко не каждый имеет представление об истинно дорогих акустических системах. Например система B&W Nautilus стоят 2600000 рублей за две штуки:

    Но и это далеко не предел, поскольку Британская компания Hart Audio доказала, что нет предела совершенства выпустив акустическую систему Hart Audio D&W Aural Pleasure для меломанов, которая действительно вызывает «вау» эффект. Стоимость этого ЧУДА составляет 4700000 долларов США:

    В качестве усилителя наиболее выгодно использовать ресиверы, поскольку довольно много моделей современных ресиверов подерживают звук 5.1. Однако далеко не все оснащены усилителем для сабвуфера и имеют только линейный выход под НЧ канал. Модельный ряд ресиверов озвучивать смысла не имеет - большинство ресиверов средней ценовой категории изготовлены в Китае и в качестве усилителей мощности используются микросхемы STK, на которых можно получить вполне хороший звук (не аудиофильский, конечно же, но гораздо лучший, чем на КТ805).
    Необходимо сказать пару слов собственно об источниках. Поскольку начало разговора было о компьютерах, то закончить его вполне логично беседой об аудиокартах. Практически все материнские платы оборудованы интегрированными аудиокартами и подавляющее большинство пользователей вполне логиччно спрашивает: "А на фига что-то другое?".
    Можно конечно развести на эту тему большу полемику, но наиболее наглядынм будет перефразировать вопрос: "Довольно много материнских плат оборудовани интегрированными видекартами, однако зачем в них всталяют видеокарты стоимость чуть ли не как сама материнская плата?"
    Правильно. Интегрированная карта не способна обработать информацию с той скоростью, с котрой делает это устанавливаемая в слот видюха. Отсутствие мощной видекарты ограничивает возможности компьютера, наиболее заметное в инсталяции игр. Тоже самое касается и аудикарты. Самая популярная АС-97 разрабатывалась для того, чтобы издавать звуки, но ни как не музыку. К сожалению кривизна звука не так наглядна и не так режет ухо, как кривизна изображения, однако прослушав одну и туже композицию на разных типах аудиотракта можно составить впечатление.
    Для большей наглядности приведу несколько комментариев, оставленных в интернетмагазинах:

    Creative "SoundBlaster 5.1 VX" PCI OEM [SB1070/SB1071, стоимость 700-800 руб
    Недорогая звуковуха, на порядок лучше любой встроеной по звуку и функционалу!
    Хороший, качественный звук как на 2, так и на 5,1 колонках при включенном 24bit режиме
    Отсутствие явных недостатков. Поддерживает EAX, для редкостно и ценно для игроманов.
    Звук лучше, чем на встроенной
    очень хороший звук по сравнения с моей встроеной VIA, драйвера с оф.сайта на 7 встали отлично
   
    Creative "Audigy SE" 7.1, стоимость 950-1100 руб
    Звук просто супер Без проблем встала на windows 8x64
    Отличная карта! Чистый звук Глубокие басы Цена вообще смешная
    Дешевая, не шумит, не пердит, не трещит. Звук чистенький, аккуратненький, само то для замены встроенного кодека в материнку который может шуметь, пердеть и трещать
    Очень качественный, детализированный и насыщенный звук. Низкая цена за такое качество.
   
    ASUS "Xonar DG" 5.1 PCI Retail, стоимостью 1200-1300 руб
    В целом - неплохая звуковая карта, стОящая своих денег (если честно, то вообще смешных).
    Крутой звук, ASIO 2.0, подходит для начинающих музыкантов,композиторов и аранжировщиков, которые осваивают программы типа CUBASE
    Отличное качество звука для большинства повседневных задач. Устраивает полностью как в играх, так и в музыке и общению через инет. По сравнению со встроенным кодеком, это конечно небо и земля
    Качество звука на порядок лучше, чем встроенные кодеки (стереопанарама, детальная прорисовка звука в играх)
   
    Creative "X-Fi Xtreme Audio PCI Express" PCI-Ex1 OEM [SB1040/SB1042], стоимостью1600-1700 руб
    Звук при воспроизведении музыки,фильмов, отличный. Использую с ресивером yamaha и системой 5.1 через оптический кабель. Все функции обработки звука работают
    Звук отличный! Используется в комплекте: передние колонки Microlab solo 6, задние SVEN... В комнате 4х6м можно устраивать дискотеку.
   
    ASUS "Xonar DS" 7.1 PCI Retail, стоимостью 1700-1850 руб
    Отношение сигнал шум 107 Дб. В наушниках вообще ни каких посторонних шумов при полной громкости.
    Чистый звук по сравнению с интегрированными звуковыми картами
    Единственно что в ней порадовало это качество звука который сразу стал отличаться даже на не дорогой акустике microlab solo.
    Потрясающий звук (причём с родными драйверами и родным операционником)! Удобные настройки.
    Первые ощущения после встроенной звуковки. Высокие частоты лучше стали прослушиваться, вокал на порядок выше звучит. В песнях стали слышны некоторые мелочи которые до этого были неуловимы на слух
   
    ASUS Xonar DX 7.1 PCI-Ex1, стоимостью 2600-2700 руб.
    Звук просто потрясающий (слушаю в Sennheiser HD380Pro). X-FI нервно курит в сторонке (про интегрированные вообще молчу).
    Звук просто прекрасный. Немного повозился с настройкой звука, что бы раскрылась карточка на все 100%. Теперь очень доволен как звучит вся аудио система. Использую Solo 7c + пассивный саб SVEN на 70 ватт.
    Отменный звук как через колонки,так и через наушники!!!
    Хороший плотный звук. Глубокие басы, ровная подробная середина, высокие в меру воздушные. Наличие ASIO. Не удобное ПО приходится переключать всё в ручную, но это компенсируется качеством звука!
    Звук стал намного глубже, четче, объемнее. Теперь даже не знаю как раньше жил на встроенном звуке.
Даже не сильно качественные колонки с этой звуковушкой выдают просто офигенский, невероятный звук.
    Как владелец этой аудиокарты полностью подерживаю все выше сказанное. Разумеется были и отрицательные отзывы, но практически все из них связаны с установкой драйверов. Я сам попался на удочку, когда после включения карта попросила драйвера и я их дал с установочного диска. После установки звук не появился, не появился и после перезагрузки. Оказывается я не дочитал, положившись на свою гениальностью, что нужно устанавливать ВЕСЬ пакет утилит. Только после этого карта заработала и менять ее на что-то я не собираюсь в ближайшие несколько лет.
   
    Более дорогие аудикарты трогать не будем - это уже, так сказать, домашнее задание, если кому интересно. Общее же впечатление можно сформулировать весьма коротким предложением - после опробывания аудикарт ни кто не станет возвращаться к интегрированным.
    Осталось немного обсудить помещение, где будет эксплуатироваться аудиосистема. Конечно же делать капитальный ремонт в комнате, где установлен аудиокмплекс ни кто не призывает. Однако дать несколько рекомендаций все таки надо.
    Самым паршивым местом для аудиосистем являются серванты. Раставленные на стеклянных полках рюмки, фужеры, вазы, статуэтки уже при мощностях более пяти ватт в сумме со всех каналов начинают потихоньку позвякивать, побрякивать и подделенчивать. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы избавится от склада стеклотары в помещении, где будет прослушиваться музыка.
    Так же негативно сказываются на звуке голые стены. Многократно переотражаясь возникает вероятность возникновения стоячей волны, которая может испортить звук даже самой хорошей акустической системы. Поэтому рекомендуется не брезговать украшением стены в виде ковров. Ковер имеет неоднородную структуру и довольно хорошо поглощает звук.
    Еще одной неприятностью может послужить сильноточные потребители. Как правило у китайских соединительных кабелей довольно плохая экранировка, поэтому кабель от аудиокарты до усилителя (активной акустической системы) должен быть минимальной длины и поблизости не должно быть розеток, в которые включаются маслянные обогреватели, чайники и другие потребители мощность которых превышает 1000 Вт.
    Статья подготовлена для сайта http://www.svidbook.ru/


Адрес администрации сайта: admin@soundbarrel.ru
   

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПУГУЛИ:

              СТРОКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

 

 
   
Низкие звуковые частоты плохо локализуются Пассивные акустические системы 5.1 усилители мощности активные акустические системы